Среда
24.04.2024
05:16
Главная
!!! Интересненькое !!!
stydent.at.ua Приветствую Вас Гость | RSS Регистрация
Вход
Меню сайта

Категории каталога
О космосе [17]
Разное [20]
Человек [19]
Катастрофы [10]
Истории городов [15]
Загадочное [13]
Медицинские статьи [64]

Наш опрос
Ставят ли у Вас хорошие оценки за за "карсивые глаза"?
Всего ответов: 7



Главная » Статьи » Истории городов

Бердичев. История города
Доисторические времена 
Давайте мысленно перенесемся в самые давние времена, когда только начиналось заселение бердичевских земель. Тогда увидим еще каменный век - палеолит, времена, отдаленные от нас на 1 млн. - 150 тыс. лет. Находки данного периода распространены в некоторых районах Житомирщины, но в бердичевском районе не найденны. Считается, что это связано, в первую очередь, с недостаточной изученностью района. Необъятные леса, большая разветвленность сети притоков Гнилопяти, плодородные почвы и большие пастбища создавали пригодные условия для заселения этих земель. Самые давние и самые многочисленные находки давних времен были обнаружены в околицах села Слободище, более близкие к нашему времени археологи находили в ряде сел района и в самом городе. С конца ІV тыс. до н.э. Восточную Волынь начали заселять племена трипольской культуры. Памятники данной культуры были найдены во многих селах района (Слободище, Семеновка, Мирославка, Райки, Бистрик, Большая Пятигирка и др.), а также в самом городе - вдоль берегов Гнилопяти, в районе "Пески" и в урочище "Жмури" (напротив городского пляжа). 
Потом бердичевские земли пережили эпохи бронзы и железного века; трипольская культура сменилась культурами шаровидных амфор, билогрудовской, чернолесской, раннескифской, зарубинецкой, черняховской, корчацкой и Лука-Райковецкой. До сих пор археологи находят на этой территории памятники разных эпох, часто в одних и тех же местах. Это указывает на непрерывное заселение этих земель в течение тысячелетий, на подражание особенностям одних культур другими, на сильное раннее заселение территорий города и района.

Средневековье 
В период IX-XVIII в. бердичевские земли пережили древнерусский и литовско-польский периоды. Культура этих периодов, бесспорно, наследовала обычаи предыдущих культур. 
Территория была хорошо заселена, естественные условия были благоприятными для развития хозяйства, огромные леса давали материал для строительства и топливо. Заводи Гнилопяти отличались плодородными землями, где также добывали железную руду, гранит и глину. И именно здесь проходил торговый путь из Киева в западные земли. 
Большое влияние на эти земли также осуществили кочевые племена, значительно притормозив развитие края. Это вынудило возвести известные специальные укрепления - валы и городища - линия которых проходила от Днепра вдоль Роси к верховьям Южного Буга. В их состав входило также Райковецкое городище, построенное на месте старого славянского поселения. После Батыевого нашествия некоторое время земли были в союзе с болохивскими князьями, но вскоре перешли под власть Золотой Орды. 
Своеволие татар продлилось фактически до 1362 года, когда в битве на реке Синие Воды литовские князья одержали победу над татарским войском. Наступил литовско-польский период, который длились до конца XVIII в. Территорией юга Житомирщины начал править Владимир - сын Великого князя Литовского Ольгерда. Начала возобновляться стабильность жизни и приток людей, но под угрозой татарских набегов переселенцы вынуждены были возводить укрепленные замки. Остатки укрепляющих валов такого замка были найдены во время раскопок на старом еврейском кладбище (в настоящее время территория парка им. Т. Г. Шевченко) археологом Т.Мовчановским.

Первые письменные упоминания о Бердичеве и возникновение города 
По поводу первых упоминаний о Бердичеве нет однозначного мнения, в книге "Бердичев и Бердичевский уезд" (в 1901 г.) А. Косича и в "Энциклопедии украиноведения" (под ред. В.Кубийовича) называется в 1320 г. Но в письменных источниках первой половины XIV в. нет ни одного упоминания о Бердичеве. 
В "Истории городов и сел Украины " вспоминается дата в 1430 г. "Большой князь литовский Витовт отдал эту местность путивльскому и звенигородскому наместнику Каленику". Но в исторической науке известная лишь пожалованная грамота Каленику, князя Свидригайла в 1437 г., где о Бердичеве упоминания нет. В труде "Кляштор босых кармелитов в Бердичеве" (в 1912 г.) Бердич был слугой Тишкевичей и жил в ХVІ в., а потому, конечно, не мог быть подданным Каленика. Первое задокументированное упоминание о Бердичеве встречается в переписи населенных пунктов (люстрации) в 1545 году, где город значится как собственность Василия Тишкевича. 
Происхождение названия города также имеет несколько версий. Краевед Г.Богун считает, что Бердичем мог называться человек, живший вблизи обрыва на горе, так как в переводе со старославянского языка "бердо" значит - обрыв. Существует также предположение, что название города происходит от собственного имени Бердич. Тогда также возникает вопрос, откуда походит само имя "Бердич". Вероятно, его происхождение предопределенно распространенным в те времена оружием - боевым топором (бердишем), или происходит от перекликания караульных, которые друг другу кричали слово "бердо", то есть "слушай". 
Другую мысль выдвинул исследователь С.Наумчук, который считал, что название города происходит от бердников, - мастеров, которые производили бердо, - разновидность ткацкого гребня. 
Также есть точка зрения, о происхождении название города - от кочевого племени берендеев или берендичей, племени из тюркской группы. Эти племена киевские князья расселили по реке Рось, а западный край расселения проходил землями Бердичевщини. Потому академик Б.Греков и связывает происхождение названия Бердичева с названием этих племен. В тот период берендичи вели полукочевой образ жизни, служили киевским князьям, защищая южные границы Киевской Руси и начали учреждать свои города. 
Таким образом, вопрос относительно времени основания Бердичева и происхождения его названия остается и до сих пор открытым.

Тишкевичи 
В 1471 г. Великий князь Литовский, ликвидировал Киевское удельное княжество, побаиваясь укрепления самостоятельности украинцев. Это негативно отразилось на обороноспособности края. Вследствие этого в 1483 г. крымский хан Менгли-Гирей опустошил всю Правобережную Украину, не встретив нигде сопротивления. Масштабность разрушений можно было сравнить разве что с нашествием Батыя в 1240 г. В этой местности выстоял лишь Житомирский замок. Во время боев Тишко Каленикович, дядя Федора Тишкевича, вынужден был убежать в Литву. 
В то время через современные бердичевские земли проходила одна из частей так называемого Черного пути, которым двигались татарские отряды, опустошая набегами украинские земли. Разрушение поселений продлилось еще несколько лет, в результате чего жизнь сохранилась лишь в немногих укрепленных местечках. 
Учитывая тот факт, что большинство населенных пунктов были опустошенными, а некоторые и вовсе разрушенными (Звиняче и Котельная), вполне возможно, что и Бердичев стоял пустым. Василий Тишкевич в то время проживал не в своих родовых имениях в Бердичеве и Слободище, а в Житомире. 
Во второй половине XVI в. благодаря распространению казачества и укреплению украинских замков королем Сигизмундом-Августом, набеги татар стали более редкими. Из-за этого начался приток жителей на опустошенные земли, и Василий Тишкевич также выселился из Житомира и построил замок в Слободище. 
Свой вклад в освоение земель вокруг Бердичева сделал внук Василия - Федор Тишкевич, из описания земель которого за 1593 год известно, что он освободил крестьян-переселенцев на двадцать лет от налогов. Были случаи насильственного переселения крестьян к себе из земель своих соседей, о чем свидетельствуют исторические документы. Но и самому Федору Тишкевичу приходилось жаловаться на соседей - Корецких, Острожских и Горностаев. Эти споры длились до 1614 года, когда третейский суд провел границу между их владениями. 
В то время Федор Тишкевич и его братья Александр, Остафий, Юрий и Петр владели почти всей территорией бердичевского района, интенсивно его заселяя. О полученном в наследство местечке Слободище и замке в нем существуют такие записи: ". пекарня возле ворот, кухня, башня, стрельбы четыре, три из них привез Федор из Логойска, а четвертая досталась вот дяди Каленицкого, гаковниц 10, рушниц 20, 2 бочки пороха, пуль 80, пуль к гаковницам 2 купы". Много сел района отстраивались и зависимыми от Тишкевичей шляхтичами, причем большинство основанных сел возникало на месте старых поселений, опустошенных татарскими набегами. Шляхтичи заселяли села за собственные средства. 
После Люблинской унии в 1569 г. многие землевладельцы перешли в католичество, Федор Тишкевич принял униатскую веру, а его сын, Ян, уже был католиком. Под его влиянием начали строиться монастыри ордена бернардинцев в Чуднове, Махнивке, ордена доминиканцев в Любаре, костел в Житомире. 
Интересная история случилась с Яном Тишкевичем, когда в походе против крымских татар 1627 года он попал в плен. Он видел сон, в котором неизвестные монахи просили Богородицу о его освобождении. Монахов из своего сна Ян увидел в одном из костелов Люблина, когда спасся из плена. Эту историю и обещание построить храм в честь Святой Девы Богородицы он рассказал руководству ордена Босых Кармелитов. Вследствие этого в 1630 году Тишкевич подписал документы о передаче замка в Бердичеве и села Скрагливки кармелитам, а в 1634 году учредил монастырь Босых Кармелитов. 
В ХVII веке Ян Тишкевич стал одной из самых влиятельных фигур в Украине и регулярным поставщиком зерна в Европу. По количества дворов он был на седьмом месте, кроме Бердичева и Слободища ему принадлежали около 120 населенных пунктов. Но вскоре началась Освободительная война украинского народа против Речи Посполитой. Местечки и города штурмовали повстанцы. 18 июля в 1648 г. они захватили Бердичев и уничтожили польские отряды возле местечка Пятка. Поражения в боях и потеря имений ускорили смерть Яна Тишкевича, которая пришла к нему в 1649 г. в Люблине.

Руина 
Во время войны в окрестностях Бердичева, который был расположен на главном пути движения войск, неоднократно бывал Богдан Хмельницкий. Потому существует легенда, согласно которой название Богдановского леса в Бердичевском районе происходит от расположенной в то время там ставки гетмана. 
Война потрясала Бердичевский район и в следующие годы. В августе в 1659 г. под Слободищем стоял с войсками гетман Юрий Хмельницкий, отсюда Юрий послал полякам письма с просьбой заключить мирное соглашение, а до 1663 г. Бердичев был сотенным городом казацкого государства, где находилась казацкая залога. 
Во время войны Бердичев и окрестности сильно пострадали, в 1648 году Кривонос перебил в городе всю шляхту и еврейское население, а исторические документы за 1654 год свидетельствуют о полном запустении города. 

Очень тяжелыми временами отметилась вторая половина ХVІІ в., известная в истории как "Руина". Частые опустошительные набеги татар и особенно крымская орда во главе с Кази-Гиреем по пути с Камянцв в Фастов сожгла Бердичев и сделала то, что увидел летописец С.Величко: "...видел многие грады и замки безлюдные и пустые; валы, негдись трудами людзскими аки холмы и горы высыпаные, и тилько звирем диким прибежищем и водворением сущии. Муры нельзя, яко то: в Челганом, в Константинове, в Бердичеве, в Збараже., что тилько на пути нам в походе войсковом лучилися, видел едни малолюдные, другие весьма пустые, разваленные, к земле прилинувшие, заплесневелые, непотребным былием заросшие, и тилько гнездящих у себя змиев и разных гадов и червей содержащие". 

  
На то время в Бердичеве осталось лишь шесть "дымил", в Слободище четире, а Солотвин совсем запустел, даже от дамбы и мельницы лишь место осталось. Большинство населения перебралось на левобережную Украину. 
Более века Бердичев лихорадило: одна война изменялась другой. Стабилизация жизни в городе началась лишь после подавления восстания гайдамаков. 
ХV - ХVІІІ вв. отметились как важный период в истории Бердичевщены. Происходило становление Бердичева, как важного экономического и культурно - религиозного центра Украины, возродились после татарских набегов большинство современных сел района.

ХIX - начало ХХ века 
В XІX в. Бердичев стал значительным в Восточной Европе торговым центром. Способствовало этому удобное географическое расположение на торговом пути из Европы в Россию и из России в Крым, а также расположению на пересечении Киевской, Волынской и Подольской губерний, что обусловило появление главной таможни правобережья. Не последнюю роль сыграли также паломники к монастырю и многочисленные ярмарки, которых проходило до десятка на протяжении года. В XIX в. Бердичев на фоне удачного развития торговли стал также одним из главных центров контрабанды в Восточной Европе. Способствовала этому и сложная разветвленная система подземных ходов и хранилищ. В рамках специально созданной комиссии в 1867 году было обнаружено 130 подземных ходов и 78 погребов под улицами. Размах ярмарок и их величие поражали каждого, кто их посещал, и об этом свидетельствуют многочисленные исторические документы. Также проходили большие торги два раза в неделю. 
В Бердичеве было 10 ярмарок. Наибольшие из них: зимняя ("Демъянивская") - длилась с 1 ноября по 12 декабря, летняя ("Онуфриивская") - длилась с 12 июня по 23 июля. По уровню оборота товара они были сопоставлении с Лейпцигскими. В первую очередь это стало возможным благодаря быстрому и значительному росту населения города, в первую очередь еврейского. Так уже в 1846 году в Бердичеве проживала 41 тыс. жителей (в Киеве в то время 50 тыс.). В одном из наибольших городов Украины тогда были 4 площади, 11 улиц, 80 переулков, и 2000 домов. Он делился на Новый и Старый город, возникали новые городские районы: Пески, Качановка, Загребелля, Центральный район, Новостройки (Карниловка). Наибольшую значимость в своей истории город приобретает в конце ХIХ в. Одновременно наивысшего уровня достигла значимость еврейской общины города. Так 1888 году в городе проживало 77823 человек (состоянием на 1 января 1997 года - 92100). Из них 10777 - православные, 1031 - старообрядцы, 3298 - католики, 339 - протестанты, 12 - мусульмане и 62366 - иудеи. Они сформировали торговое лицо одного из наибольших городов Украины. 
В городе действовали торговые фирмы Иолисов, Гальперина, Магазания, Бродского, Маргулисов, банкирские конторы Еленера, Трахтенберга, Штейнберга, Гальперина. 
Определяли евреи и промышленное (ремесленное) лицо города. Они организовали здесь 104 цеха, в которых работали 4 тыс. ремесленников разных специальностей Изделия бердичевских ремесленников имели спрос на городских и международных ярмарках. 
В городе действовало 68 швейных мастерских, обувные мастерские Львовского, Айзенберга, Зильберга, которые впоследствии стали большими фабрикантами, каретная мастерская, три кирпичных завода (по 6-8 чел. рабочих), завод венской мебели Геллина (116 рабочих), два других (по 10-8 рабочих). Местное значение имели свечно-сальный завод, маслобойний, мыловаренные, фабрика по производству конфет, табачная, мельницы и другие. 
В конце ХІХ в. бурное развитие города обеспечивает привлечение значительных иностранных инвестиций в промышленность. В 1864 г. австриец Мартен Цилер открывает на окраине города первый кожевенный завод. В 1866 г. - польский капиталист строит на бараньем острове кожзавод (310 рабочих). С 1872 г. начинает отсчет своего существования наибольший сегодня завод города акционерное общество "Прогресс" (400 рабочих). В это время Бердичев становится вторым промышленным городом губернии после Киева. 
Значительное количество евреев города занимались перевозкой населения и приезжих купцов. Незначительная часть еврейского населения была занята в сельском хозяйстве. 
Понятно, что такой подъем экономического развития, который обеспечил городу экономическую активность, образованность, ловкость еврейского общества, привел к превращению города в один из опорных пунктов общественного каркаса Правобережья и Украины в целом. Свидетельством этого является, кроме всего вышесказанного, принадлежность города к транспортной системе и связям региона и страны. С 1870 года Бердичев был составляющей трассы всемирно известного индийского телеграфа Калькутта-Лондон; курсировали дилижансы Бердичев-Житомир, Бердичев-Ровно, железные дороги к Шепетовки, Здолбунову, Хмельнику, через город проходила магистраль Петербург-Варшава. Несмотря на это, на экономическое развитие города негативно повлиял рост сети железных дорог в регионе, поскольку он лежал в стороне основных их путей. 
В городе действовали 4 театра: Шерентиса, Загера (с 1898 г. здесь постоянно работала труппа Мишурата), театры кабаре и варьете, кинотеатры, фотографии Зильберга, Розенбауна, большой летний театр в саду "Эльдорадо", казино, кабаки, кафе-шантаны, рестораны. 
С прокладкой железных дорог Киев-Одесса и Киев-Брест роль Бердичева как большой перевалочной базы стала падать, в первую очередь из-за того, что товары теперь могли поступать непосредственно к станциям назначения. К началу ХХ в. в Бердичеве переплетались успешная предпринимательская и контрабандная деятельность жителей. Точки зрения некоторых чиновников говорили о том, что в Бердичеве можно практически все сделать за взятки, власть редко согласовывала свои действия с законом. 
В 1843 году зажиточные жители обратились к правительству с просьбой предоставить Бердичеву статус города, ведь еще в 1801 году Сенат признал Бердичев "коммерческим в Европе местом". В частности в обращении они писали: "В числе естественных богатств полагается природный ум жителей. Он большими своими успехами принесет пользу государству и честным людям немалую".

Известные личности 
В то время в Бердичеве жил и работал "дедушка еврейской литературы" Менделе Мойхер-Сфорим (Ш. Абрамович). Он отметился своими скандальными произведениями, но настоящий скандал вызвала повесть "Такса, или банда городских благодетелей", когда в героях богатеи узнали себя. В связи с этим писатель вынужденн был переехать в Житомир. 
В Бердичеве часто бывал классик еврейской литературы Шолом Алейхем (С.Рабинович), произведения которого отображали жизнь города и его жителей. Только на улицах Бердичева он чувствовал и полностью погружался в народный быт. 
Существует предположение, что в составе Временной комиссии для рассмотрения старинных актов в поисках древностей и народных переводов, осенью в 1846 г. через Бердичевщину проезжал Т.Шевченко, хотя исторических документов относительно этого нет. 
2 марта в 1850 г. в бердичевском костеле Святой Варвары аббат В.Ожаровский обвенчал Оноре де Бальзака с помещицей Эвелиной Ганской. В дорожных заметках он писал о городе: "Здесь с удивлением увидел я домики, которые танцевали польку, то есть сильно склоненные, один направо, другой налево, третий вперед, некоторые изуродованы, много их было меньшего размера, чем наши ярмарочные балаганы,… я увидел настоящую степь, потому что Украина начинается в Бердичеве. Все, что я видел до этого, ничего не дстоит. Здесь начинается украинский чернозем.". 
3 декабря в 1857 г. в селе Терехове (существует предположение, что в Бердичеве), родился Теодор Юзеф Конрад Коженевский, будущий английский писатель Джозеф Конрад. 
Славился по всей Украине бердичевский книжный магазин Глюксберга, который постоянно получал новые издания из Варшавы, Киева, Петербурга, Одессы и Москвы. 
Известные музыканты Антон и Николай Рубинштейни также происходили из Бердичева. Их дед, Роман Рубинштейн, был одним из самых богатых купцов города и учредил поселение евреев-хлеборобов (современная Романовка). Согласно записи в метрической книге бердичевской Свято-Николаевской церкви от 25 июля в 1831 г., семья Рубинштейнов из 35 человек перешла в православную веру.
   

Религиозная жизнь города 
В то время католическая церковь имела в городе известный кляштор (монастырь) ордена Босых Кармелитов и построенный в первой половине ХІХ в. приходской костел (фару) Святой Варвары, а также ряд часовен. Кляштор играл значительную роль в культурной жизни, славилась высоким уровнем образования и качеством знаний кармелитская школа, которая существовала с 1794 до 1832 г. Из ее стен вышли многие известные люди, такие как Бенедикт Раковецкий, Генрих Ржевуский, Францишек Духинский и другие. Преподавали в школе также известные люди той эпохи - астроном Кисловский, литератор П.Гулак-Артемовський (проживал в Бердичеве с 1814 по 1817 г.), поэт Т.Падура, танцор из балета короля Станислава Курц. Благодаря значительным успехам учеников школа даже получила статус губернской гимназии. В кляшторе была большая библиотека. 
Православные храмы в первую очередь были представлены Михайловской церковью, которая была построена еще в XVI ст. Василием Тишкевичем. Во время Барской конфедерации этот храм был сожжен. 
На территории современной Соборной площади на месте старой деревянной церкви (построенной в 1611 г.) на протяжении 1815-1837 гг. был построен каменный Успенский собор (в 1934 г. разрушен большевиками). 
В 1748 г. возвели деревянную Свято-Николаевская церковь (усилиями Варвары Завиш, владелицы Бердичева). В церкви сохранялась древняя икона Николая Чудотворца, которая считалась чудотворной. Этой церкви Варвара подарила также Икону Матери Божьей. В 1910 г. на месте Свято-Николаивской церкви построен новый каменный храм. 
В 1836 г. в районе Загребелля, на месте старой деревянной церкви (ХVIII ст.), была построена каменная церковь с духовным училищем. К этой церкви было приписано с. Радзивилловка (современное с.Подгороднее). А недалеко от белопольской заставы, за городом, на общем кладбище, в 1851 г. построили небольшую кладбищенскую церковь Всех Святых, возле которой, как писал Л.Похилевич, были похоронены князь Дмитрий Цициани, генерал Зиман, граф Подгречиани и знаменитые анатолийские греки. К сожалению, эта церковь до наших дней не сохранилась.

Состояние города 
Однако на фоне красоты храмов и духовного величия города существовали и такие районы города, о каких М. Чайковский писал: "Был район бердичевские Пески, заслоненный вот людских глаз каменными домами еврейских богачей. Это были кучи деревянных домиков, теснившихся друг возле вторая, перерезанные неправильными улочками в разных направлениях. При мельницами Пески соприкасались с болотистой частью Гнилопяти. На улицах была в дожливое время такая грязь, что доходила коню к брюха. Смрад был такой, что, пройдя несколько шагов, всякий чувствовал головокружение. Там жили одни евреи, с бледными, желтыми лицами, с подслеповатыми гноящимися глазами, а под домами были подземные помещения, где находилось множество лошадей и несчетное количество контрабандных товаров". А вот что писал А.Суботин: " Если смотреть издали на массу здешних домов, то все имеет грязный серый колорит. Даже ясный солнечный день не в силах скрасить унылой физиономии города. В центре почти все каменные здания выкрашены в голубой, зеленый, розовые цвета, что придает им своеобразный оттенок. 
В нецентральных частях города дома больше одноэтажные в 3-4 окна, многие покосившиеся, с выбитыми окнами; на окраинах и в предместье, особенно на Песках и Качановке, жалкие мазанки, не заслуживающие названия жилищ человеческих; да и значительное число их вовсе не пригодно для жилья, и только еврей-фаталист решается их нанять, нередко рискуя быть погребенным под развалинами своей хибары. На всех зданиях города лежит печать упадка и обветшания. Все как-то опустилось, осунулось, новых построек не созидается, старые плохо поддерживаются; видно, что город переживает кризис. 
Главные улицы вымощены крупным булыжником, и езда по ним для людей слабонервных сопряжена с довольно неприятными ощущениями. Остальные улицы и переулки в остальное время года представляют собою обширные топкие пространства, так что невольно дивишься, как справляются с этими пространствами здешние еврейчики в их плохой сквозной обуви. Улицы эти созданы не для соединения обывателей, а скорее для разобщения их; потому-то народонаселение и толпится более в центральных частях, где мостовая дает возможность для сношений. Тротуаров в городе можно сказать не существует; только в торговых частях есть некоторый намек на них, да около лавок узкие полоски; в остальных частях города только около некоторых домов набросаны плиты и крупные камни, представляющие немалую опасность в темное время для ног обывателей, так что в этой части города если и существуют тротуары, то не для того, чтобы по ним ходить, а чтобы их обходить. Освещение существует только на главных улицах в виде тусклых фонарей; большая часть города погружена во мрак. Это зависит и оттого, что освещение не на главных улицах возлагается на самих домохозяев в виде особой натуральной повинности; при оскудении же домохозяев повинность эта не выполняется. Город лежит при болотистой реке Гнилопяти, одно название которой даёт неутешительное представление о её санитарных свойствах; при городе река эта запружена, и обширный пруд служит главным рассадником заразы; в него сваливаются нечистоты, мусор, трупы животных; в нём стирают бельё, поят и купают скот, в этой же желтоватой жиже купаются и люди, принимая её за воду. Каждую весну пруд заполняется трупами незаконорожденых младенцев. 
Местная муниципалия не имеет средств для наведения санитарного порядка. Антисанитарные условия более всего заметны на низменных окраинах города, где гнездится беднота, усиливающая вред ещё и своей неряшливостью. Большинство домов здесь не имеет дворов, и всякие остатки и отбросы сваливаются около домов и на улицу. Роль санитаров отчасти исполняют здесь свиньи, которые сами ищут себе корм. Количество смертей и болезней уменьшается благодаря тому, что город находится на открытой, хорошо продуваемой ветрами местности, и с другой стороны, население большую часть дня проводит на улице". 
На околицах города, где жили малороссы положение было приятнее. Тот же М.Чайковский описывал малороссов таким образом: "Малороссы народ трудолюбивый, добросовестно исполняет свои обязанности, не гуляки, не пьяницы, не требуют больших денег, и не копят их, но стремятся к домашней жизни, любят семью, соловья, цветы. Крестьянские хаты у окресностях Бердичева были очень опрятны, там было множество садов, обилие воды, народ был бойкий, необыкновенно смышленый, привязанный к справедливым и добрым господам, казацкий дух сохранился здесь быть может более, чем где бы то ни было на Украине." 
Таким образом, в начале ХХ в. Бердичев сложился как торговый центр и важна культурно религиозная ячейка. Также прославился город и своеобразным менталитетом его жителей. А.Косич писал: "С именем "Бердичев" в понятиях русского общества представляется что-то странное, анекдотическое. Сложились целые легенды об этом городе."

Обобщая историю Бердичева можно сказать, что на городе отразились разнообразные исторические события, придав ему неповторимый вид. Здесь переплелись удивительным образом украинская, польская и еврейская культуры, что и отметилось на прекрасном знаменитом менталитете его жителей. Географическое положение края бердичевских земель было очень удачным - плодородные земли и пастбища, большое количество лесов, залежи руды и глины, расположение на пересечении или близко к основным торговым путям. Очень много поселений в течение веков рождались и исчезали на одних и тех же местах, но и до сих пор открыты вопросы относительно давних племен, от которых происходило население бердичевских земель, а также много вопросов, связанных с происхождением города и даты его возникновения

Категория: Истории городов | Добавил: stydent (04.08.2008)
Просмотров: 3353 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Новенькое


Copyright MyCorp © 2024